Безумие в Средиземноморье




Николас Фаррелл

Как гуманитарные усилия создают еще больший кризис


После того, как ЕС заключил сделку с Турцией о передаче беженцев, вопрос о мигрантах, которые пытаются пересечь границы ЕС и часто тонут в Средиземном море, в значительной степени исчезли из британских СМИ. Больше нет фотографий трехлетнего Алана Курди, вынесенного на побережье Турции, после крушения его резиновой лодки, на которой он с семьей пытался добраться до греческого острова Кос в августе 2015 года.

Теперь контрабандисты и сами мигранты знают, что нет смысла пытаться выбраться из Турции в Грецию, потому что они будут отправлены обратно в обмен на то, что ЕС будет принимать мигрантов из лагерей в Турции. Сделка успешно сократила деятельность преступных группировок, действующих в восточном Средиземноморье: за первые шесть месяцев этого года поступление беженцев в Грецию упало на 93% по сравнению с прошлым годом.

Но проблема не исчезла; она просто переместилась на запад к Италии, где все становится все хуже и хуже. В прошлом году в Италию прибыло рекордное количество мигрантов: 181 000 человек, все они прибыли по Средиземному морю и почти все из Ливии, и в этом году их должно быть еще больше: к этому времени уже более 90 000 переместились по Средиземному морю с побережья Ливии в Сицилию, согласно последним данным Международной организации по миграции ООН (IOM). Ранее на этой неделе IOM сообщила, что в этом году умерли 2 359 мигрантов, при 5 083 смертей за прошлый год и 2 777 в 2015 году.

ЕС, который с самого начала не справлялся с проблемой мигрантов, заключив сделку с Турцией лишь после многих лет бездействия, умыл руки перед этим взрывом мигрантского трафика. Он проигнорировал отчаянные призывы о помощи от итальянского правительства.

Италию используют как заслонку. Большинство мигрантов использовали эту страну в качестве промежуточного пункта на пути в более благополучные страны северной Европы. Но после того как Австрия и Франция фактически отказались от Шенгенского соглашения путем введения пограничных проверок, мигранты застряли в Италии, в стране с уровнем безработицы в 12 процентов и экономическим прогнозом о том, что стране понадобиться еще одно десятилетие, чтобы вернуться к уровню 2007 года. Хуже того, проблема мигрантов сосредоточена на юге Италии, где экономика самая слабая, а налогоплательщики наиболее скудны. Многие мигранты живут в хостелах, каждый из которых обходится 13 000 евро тем, кто платит налоги. Другие растворяются в черной экономике, спят на улицах или живут незаконно в переполненных квартирах.

Отчасти благодаря фашистскому прошлому, итальянцы стремятся не быть расистами, но их уже тошнит от того, что они видят как незаконное вторжение мигрантов и соучастие в этом четырех последних никем не избранных премьер-министров, которые правили после отставки последнего избранного премьера Сильвио Берлускони в 2011 году. Согласно последнему опросу общественного мнения, опубликованного в римской ежедневной газете "Il Messaggero", 67% итальянцев хотят, чтобы Италия закрыла свои порты для спасательных судов с беженцами и депортировала мигрантов, попавших в Италию, и 61% хотят морской блокады побережья Ливии.

Левые в Италии сильно потеряли на последних местных выборах в июне в результате усиления гнева от кризиса с мигрантами. Джузи Николини, мэр Лампедузы, которая получила приз мира от ЮНЕСКО и получила высокую оценку от Папы Римского, закончила выборы на унизительном третьем месте, побежденная своим собственным однопартийцем из Демократической партии. Она обвинила в своем поражении свою оппозицию местному незаконному строительству, промолчав о гораздо более серьезной проблеме с мигрантами.

Но Лампедуза, всего семь миль в длину и две мили в ширину, находиться в 180 милях к северу от ливийского побережья и находится на переднем крае трафика мигрантов, по отношению к которому Николини проявила слишком много толерантности. Негативное отношение итальянцев к мигрантам усиливается благодаря растущему количеству очевидных доказательств того, что очень немногие прибывающие могут быть честно названы беженцами - если конечно вы не включите в это определение всех, кто живет в Африке, исходя из того, что уровень жизни и уважение к правам человека там повсеместно ниже, чем в западной Европе.

Дискуссии о переселениях мигрантов, как правило, ведутся в контексте спасения людей от войны в Сирии и Ливии. Тем не менее, согласно Евростата, из 46 995 человек, прибывших в Италию в первые четыре месяца этого года, только 635 были сирийцами и 170 ливийцами. В то же время, 10 000 прибыли из Нигерии, 4 135 из Бангладеш, 3 865 из Гамбии, 3 625 из Пакистана и 3 460 из Сенегала. Ни одна из этих стран не может считаться находящейся в состоянии гражданской войны, и даже если кто-либо из этих людей имеет право требовать убежища, международное право говорит, что они должны сперва заявить об этом в первой безопасной стране, в которую они попали - которая в любом случае была на их пути до того, как они пересекли Средиземное море, чтобы попасть в Италию.

То что вызывает растущий гнев итальянцев, это роль благотворительных и неправительственных организаций (НПО) в перевозке мигрантов по Средиземному морю. Они любят предоставлять публике образ милосердия, чтобы оправдать свои действия, описывая мигрантов, как отчаявшихся людей, которые берут судьбу в свои руки, отправляясь в море на любом судне, потому что риски на море не способны превысить те, которым они подвергаются у себя на родине. "Save the Children" ["Спасите детей"], например, заявляет душераздирающей прозой у себя на веб-сайте, между фотографиями маленьких детей, завернутых в одеяла, что "дети бегут от пуль, нищеты, преследований и растущего воздействия изменений климата только для того, чтобы утонуть в европейских водах".

Реальность же намного другая. Подавляющее большинство мигрантов из Ливии это молодые люди, которые платят контрабандистам эквивалент 1000 евро за каждого, инвестируя в то, что они считают просчитанным риском ради лучшей жизни в Европе. Бизнес-модель контрабандистов не предусматривает транспортировку своих клиентов к побережью Италии, а скорее транспортировку на 12 морских миль до границы территориальных вод Ливии, где их можно уже "спасти" и переправить в Европу. Контрабандисты заявляют о том, что они делают вполне открыто: то, что иначе, чем ливийское туристическое агентство и не назовешь, открыло свою страницу в Facebook, предлагающую "билеты" для "пассажиров", предоставляя "групповые скидки" для переправы на "паромах" - т.е. на лодках контрабандистов - и указывают номер телефона. Путешествие, они заявляют, длиться всего три или четыре часа до спасения со стороны итальянского либо другого европейского НПО, которое завершит переправу в Европу.

С октября 2013 года по октябрь 2014 года второй этап поездки производился итальянским флотом и береговой охраной в рамках поисково-спасательной операции под названием "Mare Nostrum", в результате которой 190 000 мигрантов были переправлены в Италию. Но эти суда действовали в 150 милях к северу от побережья Ливии возле Лампедузы, которая сама находится в 150 милях к югу от Сицилии. Это означало, что мигранты должны были проделать большую часть пути своим собственным ходом. "Mare Nostrum" поощряла мигрантов брать на себя большие риски и таким образом количество погибших увеличивалось. Операция была изменена в 2014 году, когда ЕС согласился, что не только Италия, но и вся Европа должна нести бремя поиска и спасения. Так началась операция "Triton". В соответствии с планом операции поисково-спасательные суда со всей Европы работают на линии 120 миль к северу от Ливии. Тем не менее, все благотворительные суда (которые ответственны за треть всех спасательных операций) действуют вплоть до ливийского побережья. Среди них "Vox Hestia", 59-метровый буксир, которым управляет "Save the Children", 68-метровый "MV Aquarius", управляемый "SOS Mediterranee" и "Medicins Sans Frontieres" (MSF) и 40-метровый "Phoenix", принадлежащий MOAS, благотворительной организации, основанной американским бизнесменом и его итальянской женой. 

Операторы этих судов обязаны помогать тем, кто находиться в "бедственном положении" в море, если они могут это сделать. То, что им запрещено делать, так это преднамеренные и несанкционированные поисково-спасательные операции в пределах территориальных вод, также как и запрещено забирать людей с лодок, которые не находятся в бедственном положении под предлогом "спасения". Более того, если они спасают людей, терпящих бедствие, они обязаны доставить их в ближайший безопасный порт, который редко бывает в Италии.

Но эти суда заходят в территориальные воды Ливии. Я запросил у независимого голландского исследовательского института "Gefira" доказательства. Они использовали веб-сайты трафиков морских судов (открытые для общественности), которые отслеживают перемещения кораблей в реальном времени через спутник. Они обнаружили, что десятки судов НПО много раз заходили в территориальные воды Ливии. Например "Vox Hestia" заходила в территориальные воды Ливии 5, 16, 22 и 23 мая; "MV Aquarius" - 2, 5, 16 и 23 мая и совсем недавно 9 июля;  "Phoenix" заходил три раза, последний раз тоже недавно - 10 июля.

НПО сейчас находятся под следствием сицилийских магистратов по поводу возможного сговора с контрабандистами. Кармело Зуккаро, магистрат-обвинитель, сказал в апреле туринской газете "La Stampa": "У нас есть доказательства того, что у некоторых НПО существуют прямые контакты с торговцами людьми". Он говорит, что телефонные звонки были сделаны из Ливии в определенные НПО, их корабли освещали маршрут лодкам контрабандистов и некоторые судна отключали свои локационные транспондеры. 

Одно время "Save the Children" заявляла: "Vox Hestia", которая работает в международных водах и в координации с [итальянской] береговой охраной, никогда не входила в ливийские территориальные воды". Со временем они изменили свою риторику. Джордж Грэм, директор по гуманитарной политике "Save the Children", сказал: "Save the Children" действует в международных водах и приближается к территориальным водам только, если они будут проинструктированы итальянской береговой охраной. В исключительных ситуациях, в целях спасения жизней, "Save the Children" могут войти в территориальные воды Ливии, действуя в координации с итальянской береговой охраной. Мы не пассажирский транспорт. Мы не общаемся с торговцами и контрабандистами людей".

Марко Бертотто, глава MSF Italy, признает: "В 2016 году было три случая, когда MSF - в критических и срочных случаях, с разрешения соответствующих итальянских и ливийских властей - помогала спасать людей в 11,5 морских миль от побережья Ливии. Также и в 2017 году мы несколько раз входили в территориальные воды Ливии с разрешения соответствующих  властей". Спикер MOAS заявил, что "Phoenix" заходил в территориальные воды Ливии только с разрешения береговой охраны в Риме. Несмотря на неоднократные звонки и электронные письма, береговая охрана Италии отказалась объяснять, почему она выдала такие разрешения.

Эти благотворительные организации и другие корабли, действующие в Средиземном море, конечно же, утверждают, что они спасают жизни. Но то, что они на самом деле делают это сговор - намеренный или нет - в операции по торговле людьми. Если бы НПО и благотворительные организации перестали бы предоставлять сервис доставки в нескольких милях от берегов Ливии, и если бы Италия начала высылать мигрантов в страны северной Африки, откуда они прибыли, лодки контрабандистов не выходили бы в море.

Те, кто умирают в море становятся жертвами благонамеренной, но абсолютно ошибочной операции, которая со временем будет рассматриваться как большое моральное пятно на Европе.

Оригинал The Spectator

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Понимая культуру жертвы: интервью с Брэдли Кэмпбеллом и Джейсоном Мэннингом

Миф о шведской социалистической утопии

Энох Пауэлл и "Реки крови"